Анализ рынка розничной торговли 2023
Восприятие российским покупателем продовольственного рынка.
Исследование розничного рынка даёт малому и среднему бизнесу пищу для понимания, куда двигаться, на что делать акценты, во что вкладываться. Розничные сети — это индикаторы потребительского спроса, которые предоставляют ответы на вопросы о том, что покупают, чем недовольны, на что обращают внимание клиенты, за каким товаром они приходят повторно. Исследования розничных сетей и аналитические данные помогают лучше представить это в динамике, а затем планировать и прогнозировать следующие шаги. Об этом пойдет речь в статье.
Что лежит в основе исследования розничного рынка?
Reksoft Consulting проанализировала 10 тыс. отзывов покупателей 5 сетей, занимающих 25% рынка продуктового российского ритейла. За рубежом взяты обзорные материалы от ведущих аналитических агентств, включая McKinsey и NielsenIQ.
Период исследования потребительского спроса на рынке товаров — 2018-2023 год.
Тренды сопоставлены с динамикой на российском продовольственном рынке, выявлены как сходства, так и различия. Также «Рексофт Консалтинг» определила ключевые направления развития для передовых российских компаний в секторе розничной торговли для повышения их конкурентоспособности. С полным текстом исследования рыночного спроса можно ознакомиться на их сайте.
Падает интерес к программам лояльности.
В 2023 году рынки продовольственного ритейла стабилизировали цены после роста. В России и на Западе активно используются бонусные программы. В России интерес к программам лояльности падает (минус 4 пункта к 2022 году), а акции на товары остаются всё ещё популярными у покупателей. Однако падение спроса также наблюдается.
Расширяется доля дискаунтеров и СТМ.
Рост цен мотивировал покупателей искать бюджетные альтернативы, уделяя внимание СТМ и дискаунтерам. Это сопровождается ростом интереса с 41% в 2022 года до 53% в 2023 года. Качество СТМ потребители оценивают высоко. В России расширяется доля дискаунтеров и СТМ, достигнув 10,2% в розничном товарообороте в 2022 г. Это в два раза выше, чем несколько лет назад, благодаря, в частности, санкционному давлению.
Омниканальность в тренде.
После пандемии онлайн-торговля продолжила расти, но медленнее. Особенно вовлечены покупатели поколения Z. Их покупки могут начаться в офлайн, затем оформиться через мобильное приложение с доставкой через все доступные каналы взаимодействия с магазином. В России развитие интернет-торговли продуктами было ускорено пандемией. Среди россиян велика доля тех, кто не доволен качеством клиентского сервиса или испытывает затруднения в коммуникациях с ритейлерами. Это видно по увеличению нагрузки на горячие линии сетевиков. Что, в свою очередь, подчеркивает значимость качественной клиентской поддержки в условиях омниканальности.
Автоматизация в розничных сетях продолжается.
В России, согласно Retail.ru, уменьшается число отзывов об очередях с 20% в 2018 году до 9% в 2023 году. Это отражает эффективность терминалов самообслуживания и рост онлайн-продаж.
Акцент на экологичность.
Снижение углеродного следа остаётся приоритетом для мирового ритейла, несмотря на вызовы. В Европе число сетей с целями по декарбонизации выросло с 56 (2021 год) до 110 (2022 год), по данным McKinsey. Примеры включают компанию Carrefour, нацелившуюся на сокращение выбросов на 20 мегатонн к 2030 году, и корпорацию Tesco, сотрудничающую с банками по льготным займам поставщикам. В России акцент на экологичность идёт через борьбу с пластиком и сокращение просроченных продуктов. О последнем свидетельствует статистика. Доля жалоб на просрочку снизилась с 25% (2019 год) до 12% (2023 год).
Развитие розничных медиа – главная тенденция для торговых сетей.
Развитие розничных медиа в Европе, оценённое McKinsey в 10 млрд. евро в 2022 году, и отмеченное в исследовании NielsenIQ, признано трендом для торговых сетей. Это направление медиабизнеса, предоставляющее возможность таргетированной рекламы, начинают активно использовать и российские сети, в том числе через кассы самообслуживания.
Российского покупателя волнует несоответствие ценников на прилавках.
Из исследования и анализа рынка видно, что одной из особенностей российского продуктового ритейла является проблема корректности ценников на товары в магазинах. Эта тема регулярно фигурирует в отзывах покупателей. Отмечается, что значимых улучшений в ситуации за анализируемый период, не наблюдается. Ошибки в ценах встречаются с частотой 27%-32% от всей массы откликов покупателей. В сегменте продуктового ритейла это отличает российский рынок от развитых, где вопрос корректности ценников уже решен.
Куда направить усилия?
-
Факты из исследования:
- в 49% отзывов в категории «Цены и акции» упоминается акция на товар;
- 23% отзывов в категории «Клиентский опыт» связаны с работой горячей линии;
- +4% — прирост доли отзывов в 2023 году по теме большого выбора товаров в категории «Продукция»;
- -4% — откат по потребительскому спросу на программы лояльности (к 2022 году).
Российский продуктовый ритейл следует глобальным тенденциям, сталкиваясь с аналогичными вызовами, как и на развитых рынках. Активно внедряются СТМ, автоматизация, технологии на основе искусственного интеллекта.
Однако есть задачи, специфичные для российского рынка, такие как некорректные продуктовые ценники на прилавках магазинов и качество работы горячих линий.
Развитие дискаунтеров, персонализация предложений, таргетирование медийной рекламы на покупателей торговых сетей, увеличение собственных производств и торговых марок — точки роста для розничной торговли.
Материал подготовлен на основе исследования Reksoft Consulting (входит в группу компаний «Рексофт»).
Предлагаем также познакомиться с публикацией «Электронная коммерция 2023: обзор рынка».