Электронная коммерция 2023: обзор рынка
Агентство Data Insight в конце прошлого года опубликовало на своем сайте исследование «Логистика интернет-торговли России в 2023. Мнения и ожидания». Подробный отчет отражает развитие электронной коммерции в России. Он заинтересует предпринимателей, сосредоточивших бизнес в сфере интернет-торговли на сайтах и маркетплейсах. Приведем основные выдержки.
В прошедшем году наиболее популярными товарами оказались:
- одежда, обувь, аксессуары – 62,7%;
- косметика и парфюмерия – 44,9%;
- продукты питания и напитки – 40,6%.
Категория «Товары для дома и дачи» заняла пятое место по популярности из 25-ти представленных. За последний месяц 2023 года 38% пользователей совершили заказ продукции из этой категории.
Основные причины покупок в сети Интернет, которые назвали респонденты:
- высокий шанс найти аналогичный товар по более низкой цене – 64%;
- возможность совершать покупки, не выходя из дома – 53%;
- широкий ассортимент – 46%;
- экономия времени из-за доставки на дом – 39%;
- привлекательные промоакции – 33%;
- простота сравнения товаров – 31%;
- быстрый поиск позиций, которые трудно найти офлайн – 29%;
- возможность подробно изучить информацию о товаре (его карточку) – 27%;
- возможность приобретать большими объемами/ тяжелые упаковки с доставкой – 24%;
- отсутствие очередей – 21%.
Важными факторами для покупателя, совершившего покупки, стали:
- возможность получить заказ из пункта выдачи;
- наличие курьерской доставки до дома или до работы;
- скорость доставки;
- возможность примерки при получении заказа;
- стоимость доставки;
- оповещение клиента о статусе заказа.
Предпочтения пользователей в информировании о заказах:
- SMS-сообщения - 55,8 % респондентов;
- уведомления в мобильном приложении магазина - 46,9%;
- оповещения в личном кабинете на сайте - 36,3%;
- электронные письма - 31,9%;
- сообщения в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram и другие) - 25,6%
- телефонные звонки - 18,3%;
- уведомления в приложении курьерской компании - 18%.
По данным агентства, в 2023 году объем продаж на рынке e-commerce составит 7,9 трлн. рублей. По отношении к 2022 году увеличился на 38% (объем продаж в 2022 году был 5,8 трлн. рублей). Количество выполненных заказов на рынке электронной коммерции в 2023 году достигло 4,5 млрд. Прогноз объема продаж на 2024 год – 10,1 трлн. рублей.
Основной рост интернет-торговли происходит за счет роста продаж на маркетплейсах.
По состоянию на сентябрь 2023 года, «Вайлдберриз» и «ОЗОН» стали лидерами по числу онлайн-заказов — 81%.
Наибольшая покупательская способность в 2021-2023 годах отмечена в следующих регионах:
- Ростовская область;
- Москва и Московская область;
- Санкт-Петербург;
- Самарская область;
- Краснодарский край;
- Свердловская область;
- Нижегородская область;
- Челябинская область;
- Республика Татарстан.
Максимальный прирост доли интернет-заказов отмечается в следующих субъектах РФ:
- Республика Татарстан;
- Ростовская область;
- Нижегородская область;
- Краснодарский край;
- Челябинская область.
Эти регионы наиболее перспективны для развития. В них отмечается экономическая активность и рост доли интернет-заказов.
С точки зрения увеличения складских площадей (совершение сделок со складской недвижимостью), явные лидеры — «ОЗОН» и «ВсеИнструменты.ру». Эти игроки совершили наибольшее количество сделок со складской недвижимостью.
Надеемся, читателям нашего блога была полезна приведенная информация. Желаем всем предпринимателям построить грамотный маркетинг электронной коммерции на базе полученных данных!
Материал подготовлен на базе исследования, проведенного компанией ООО «Дейта Инсайт» и опубликованного на сайте