Как онлайн-торговля и сберегательная модель поведения потребителя меняют рынок торговых центров
Владельцы крупных торговых центров в нашей стране продолжают фиксировать снижение посещаемости, обусловленное бурным ростом и расширением рынка E-commerce, а также изменением потребительских привычек в пользу покупок по принципу "не выходя из дома".
Новые реалии: падение трафика в российских торговых центрах
По данным "Focus Technologies" (одного из крупнейших разработчиков аналитических систем для торговых центров, таких как "Metropolis", "Авиапарк", "Охотный Ряд" и других ТРЦ), с начала 2024 года "Mall Index" сократился на 2% по сравнению с прошлым годом. Сильнее всего заметна отрицательная динамика у магазинов бытовой электроники и детских товаров — здесь снижение составило 11%. Фэшн-сегмент столкнулся с падением на 10%, продуктовые магазины потеряли 8% трафика, а гипермаркеты, сконцентрированные на товарах для дома — 6%.
Изменения в потребительском поведении
Основными причинами эксперты называют переход к сберегательной модели потребления клиента, общее повышение цен и тарифов в России и укрепление позиций онлайн-ритейла. Покупатели все чаще отдают предпочтение шаговой доступности, что уменьшает трафик традиционных торговых и развлекательных центров. Вячеслав Кацегоров из консалтинговой компании «Магазин магазинов» отмечает, что малые форматы ТЦ (площадью 5–20 тыс. кв. м), с одной стороны, "держатся" - они показали в Москве рост посещаемости на 6%. Однако и они сталкиваются с конкуренцией магазинов формата "У дома", чего не было так заметно раньше.
Тенденции рынка и прогнозы
На 2025 год "Focus Technologies" прогнозирует три возможных сценария развития рынка торговой недвижимости. Реалистичный, он же умеренный, предполагает сохранение текущего уровня посещаемости или снижение на 1%. Пессимистичный вариант предрекает спад на 3%, тогда как оптимистичный — рост на 1–3%. Павел Люлин, вице-президент "Союза торговых центров" подчеркивает, что ситуация будет зависеть от множества факторов, включая инфляцию, регулирование маркетплейсов и доходы населения.
Давление на бизнес и новые подходы
Снижение трафика влияет на доходы арендодателей. Многие управляющие компании вынуждены пересматривать арендные ставки, привязывая их к оборотам арендаторов. На этом фоне торговые центры начинают активно переформатироваться, добавляя развлекательные зоны и другие нестандартные объекты. Марина Малахатько из "CORE.XP" (компания отметила в этом году 30-летие на рынке недвижимости - поздравляем!) подчеркивает, что в будущем это может стать спасением для крупных ТЦ. Тем временем инфляция остается одним из ключевых факторов роста выручки магазинов, хотя количество позиций в среднем чеке не увеличивается.
В сложившихся условиях рынку торговой недвижимости приходится адаптироваться к новым вызовам, чтобы удерживать позиции и привлекать аудиторию.
Компания “МАКСИ-СТАЙЛ” является партнёром крупных федеральных и региональных розничных сетей, чьи магазины представлены во многих торговых центрах. Мы помогает партнёрам с оптовыми поставками сушилок для белья, гладильных досок, швабр, ведер, наборов для уборки и мытья полов и других аксессуаров, входящих в группу товаров для дома и офиса. Предлагаем обратиться к нашему ассортименту - регистрируйтесь, чтобы видеть закупочные цены и весь товар в наличии.