Темпы роста онлайн-торговли в РФ начали снижаться
По итогам прошлого года средний темп прироста составил 20%, тогда как в 2023 году этот показатель достигал 28%. В результате тенденция изменилась: темпы развития онлайн-торговли замедляются, тогда как показатели офлайн-сегмента демонстрируют рост. По мнению экспертов, ритейлеры продолжают возвращаться к традиционным форматам продаж, однако это пока не оказывает критического влияния на общий баланс рынка.
Динамика онлайн-рынка
В 2024 году средний прирост оборота маркетплейсов составил 20%, тогда как в 2023 году этот показатель достигал 28%. По предварительным данным Data Insight, общий оборот интернет-торговли за 2024 год увеличился на 40%, достигнув 11 трлн рублей. Годом ранее рост составлял 44%. Эксперты связывают снижение динамики с усилением тарифной политики маркетплейсов: увеличение платы за хранение и транспортировку товаров, повышение комиссий и обязательное участие продавцов в автоматических скидках приводят к росту цен. Как отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, сами маркетплейсы также столкнулись с существенным ростом затрат, и, по его прогнозам, крупнейшие площадки завершат текущий финансовый год с убытками.
Рост офлайн-продаж
Согласно данным популярного сервиса для малого и среднего бизнеса «МойСклад», по итогам 2024 года выручка традиционной розницы подросла на 16%, тогда как в 2023 году этот показатель составлял 13%. Таким образом, торговля в офлайне демонстрирует более устойчивую динамику по сравнению с онлайн-сегментом. Посмотрим на ключевые драйверы роста офлайн-торговли.
Расширение ассортимента
Ритейлеры делают ставку на увеличение предложений за счёт локальных производителей. Так, сеть супермаркетов «Перекрёсток» модернизировала все магазины в Нижнем Новгороде, расширив ассортимент на 800 позиций, включив продукцию местных компаний (источник: «Коммерсант»). Такую стратегию планируется распространить на всю сеть.
Ориентир на реальный запрос клиента
Мария Евневич, совладелица «Максидома», считает, что конкуренция с маркетплейсами по скорости доставки и цене требует значительных вложений в IT. Вместо этого офлайн-сети делают акцент на персонализированные предложения и комплексные решения для клиентов.
Развитие новых форматов
По данным АКОРТ, одним из самых динамично развивающихся сегментов стали небольшие «магазины у дома». Например, ритейлер «Магнит» расширяет сеть таких точек с акцентом на наиболее востребованные товары. Этот формат уже занимает 12% продуктового рынка страны.
Рост сегмента собственных торговых марок
Тенденция к росту популярности СТМ продолжается. За первое полугодие 2024 года в России появилось более 3 300 новых брендов (по данным NielsenIQ). В продовольственном ритейле доля таких продаж доходит до 22% (источник: ТАСС), и, что особо интересно, в 2024 году в топ-5 впервые вошли непродовольственные позиции: средства личной гигиены, одноразовые подгузники, влажные салфетки и туалетная бумага. Также заметно, что СТМ постепенно выходят за рамки бюджетного сегмента, активно развивая премиальный ритейл.
Как офлайн-ритейлеры развиваются в сети Интернет
Компании делают ставку на цифровизацию и развитие клиентского опыта. Приложения и сайты ритейлеров становятся более комплексными, стремятся повторить формат супераппов - многофункциональных приложений для своих клиентов (вроде банковских или как у Яндекса, где всё в одном месте: такси, доставка еды, курьеры, платёжная система). Однако, в отличие от последних, DIY-ритейлеры сосредоточены на нишевых продуктах и услугах, связанных с домашним обустройством.
Будем следить за трендами в 2025 году
Развитие ритейла продолжится, и оптовикам, продавцам, селлерам нужно будет адаптироваться к новым вызовам. Производитель товаров для дома «МАКСИ-СТАЙЛ» приглашает партнёров и коллег посетить нашу выставочную зону на HouseHold Expo 2025, где мы продемонстрируем свои решения для рынка хозяйственных и непродовольственных товаров.