Законопроект “О платформенной экономике” уже принят, но офлайн-ритейл обоснованно рассчитывает на поправки во втором чтении
Розничные компании не увидели в законопроекте “О платформенной экономике”, принятой в первом чтении Госдумой в первой декаде июля тех параметров, которые обсуждались и заявлялись ими ранее. В том числе не нашлось ключевое ограничение — запрет на проведение акций маркетплейсами без согласования с продавцами. Являясь представителями ритейл-рынка, как производители уборочного инвентаря и хозтоваров, мы решили подробнее осветить эту тему.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо вице-президента СТЦ Павла Люлина, направленное председателю комитета Госдумы по экономической политике М. Топилину. В нём есть ряд предложений и инициатив: запрет на самостоятельное изменение стоимости товаров цифровыми платформами, ограничение субсидирования скидок на уровне не выше 5% от годового оборота маркетплейса (ранее АКОРТ заявлял о 10%), а также предложение признать ПВЗ маркетплейсов аналогами стационарных точек продаж. Комментарий от нижней палаты парламента получен не был.
Напомним, что новый законопроект закрепляет определение «цифровая платформа» и максимально описывает правовые взаимоотношения между тремя участниками рынка: самим маркетплейсом, селлером и покупателем. Обсуждение этого документа с представителями E-commerce, офлайн-ритейла и органами власти продолжалось с 2024 года (мы, как поставщики товаров для дома оптом и участники этого рынка, следили и писали об этом новость), однако в Госдуму он поступил лишь в этом месяце.
Станислав Богданов, глава АКОРТ, считает инициативу СТЦ верной. Он напоминает о прецедентах, связанных со скидочной политикой крупнейших маркетплейсов РФ, глубина которой делает офлайн-каналы продаж неконкурентоспособными. В то же время, по итогам 2024 года, заметен негативный фактор для селлеров - рост комиссий внутри платформ, что подтвердил президент сети магазинов одежды Baon Илья Ярошенко.
По словам Артура Гафарова, директора АНО “Институт развития предпринимательства и экономики”, платформы не раскрывают механизм расчета скидок, но в дальнейшем возмещают свои издержки за счёт продавцов. Он считает, что подобная ценовая политика способствует созданию монопольно низких цен, снижая конкуренцию. Глава сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац выразил мнение, что агрегаторы стремятся одновременно контролировать продажи и цены, не неся соответствующих обязательств.
Крупные платформы скептически оценивают инициативы офлайн-ритейла. В Wb заявляют, что закон сбалансирован и не требует корректировок. Представители Ozon подчеркивают, что при доработке законопроекта велся активный диалог с бизнесом - все важные комментарии и мнения были учтены. В то же время в «Яндекс Маркете» поддерживают идею ограничения объёма инвестиций платформ в систему скидок.
Артем Соколов (АКИТ) отмечает, что излишний контроль инструментов лояльности внутри платформ может навредить всей розничной отрасли. Он подчеркнул, что подобные схемы работы с покупателями характерны и для других отраслей торговли.
Соколов также высказался в пользу сохранения статуса ПВЗ и невозможности их приравнивания к розничным точкам в виду отсутствия выкладки товаров и прямого предложения продукции. В “Wildberries” добавляют, что не может быть паритета между цифровыми платформами и торговыми сетями, так как есть существенные различия в бизнес-моделях. Представители WB расценивают данные инициативы как стремление сохранить устаревающие форматы торговли за счёт ограничения развития перспективных каналов.
Дистрибьютор товаров для дома “МАКСИ-СТАЙЛ” ждёт вместе с вами вторые чтения. Возможно, то, что обсуждалось ранее, найдёт своё отражение в поправках к закону, с учетом замечаний представителей обеих сторон.
